Денежные реформы в XIX веке

Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.

Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809г. расходы госбюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М.М. Сперанского был разработан "план финансов" - о финансовых преобразованиях в стране. Сперанский предполагал осуществить ряд непопулярных среди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля - за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая - 10% с годовых доходов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.

Купечество в стране к тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии - крупнооптовой торговлей на внутреннем рынке; третьей - розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.

Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Расходы должны подразделяться:

♦ по ведомствам;

♦ по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные - с целью гражданского усовершенствования; избыточные - которые ведут к некоторой роскоши и великолепию государства (речь, видимо, шла о представительских расходах в дипломатии, украшении дворцов и государственных помещений и т.д.); бесполезные - на предметы для правительства посторонние;

♦ к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т.е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;

♦ расходы были "по предметному значению", т.е. чрезвычайные и обыкновенные;

♦ последний вид расходов назывался - "по степени постоянства", т.е. стабильные и меняющиеся издержки.

    Еще статьи по теме

    Оценка рыночной стоимости легкового автомобиля ГАЗ-3110 2000 г.в.
    Основные факты и выводы Дата составления отчета об оценке 26 сентября 2011г. Общая информация, идентифицирующая объект оценки Объект оценки Автомобиль легко ...

    Методы рыночной оценки земельного участка
    Актуальность темы исследования. На всех уровнях общественного развития владение землей воспринималась как символ богатства и власти, являясь основным объектом оценки. В России владение землей и земельные отношения всегда находились в центре ее социально-э ...

    Статистика