Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес - основа рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.

Актуальность изучения проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Объектом курсовой работы являются предприятия малого бизнеса, в качестве предмета выступает роль и функции малых предприятий в рыночной экономике Российской Федерации.

Цель курсовой работы - на основе анализа деятельности малых предприятий выявить особенности для обозначения роли малых предприятий в рыночной экономике, что позволяет разработать рекомендации по совершенствованию поддержки малых предприятий в Челябинской области.

Поставленная цель достигается для решения следующих задач:

рассмотреть основные подходы к содержанию понятия и видовую характеристику малых предприятий;

определить функцию и роль малого бизнеса в рыночной экономике;

проанализировать деятельность предприятий малого бизнеса в Челябинской области и дать прогноз развитию малого предпринимательства.

Методологической и теоретической основой исследования являются диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, системного подхода к рассмотрению объекта исследования.

В исследовании использовалась такая нормативная база развития и деятельности малого предпринимательства в Российской Федерации, и в Челябинской области в частности, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закон Челябинской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области», Закон Челябинской области «О программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2002-2003 годы», а так же такие издания периодической печати, как "Журнал российского права", "Финансовая газета", "Налоговый вестник", Финансы, Финансовый бизнес, Деньги и кредит, Экономика и жизнь, Вопросы экономики, статистические материалы Госкомстата РФ и Челябинской области.

Методологическую базу исследования составляли концепции западных исследователей предпринимательства, в частности теория стихийности, спонтанного развития МБ Ф. Хаека, теория инновационной природы предпринимательства И. Шумпетера и теория поддержки предпринимательства Р. Коуза и работы отечественных ученных Т. Заславской, В. Радаева, В. Савченко и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

    Еще статьи по теме

    Потребительский выбор и теории полезности
    Курсовая работа посвящена рассмотрению отдельного аспекта экономической теории «Потребительский выбор и теории полезности» основанной на результатах изучения литературных источников этой тематики. Цель курсовой работы: рассмотреть экономические аспек ...

    Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта
    На сегодняшний день рынок продуктов информационных технологий развивается быстрее всего. Пока на нем еще есть места для новых торговых точек, предлагающих оригинальный и востребованный продукт. К сожалению, сейчас тяжело найти магазин, реализующий лиценз ...

    Статистика