Потребительский выбор и теории полезности

Курсовая работа посвящена рассмотрению отдельного аспекта экономической теории «Потребительский выбор и теории полезности» основанной на результатах изучения литературных источников этой тематики.

Цель курсовой работы: рассмотреть экономические аспекты предельной полезности, закона убывающей предельной полезности, теории кардиналистов и ординалистов «о поведении потребителя на рынке», а также расширить теоретические знания и практические навыки по дисциплине - экономическая теория.

Задача курсовой работы: рассмотреть с современной точки зрения возникновение, принципы, историю и различия между двумя экономическими теориями - кардиналистов и ординалистов (о состоянии и поведении потребителя на рынке) и применение теорий в современной практике, а также теории полезности и закона убывающей предельной полезности.

Каждый продавец должен знать, что происходит со спросом при изменении доходов потребителей и цен на продукты, которые они покупают. Эта информация нужна для определения оптимального объёма производства, означающего эффективное использование ресурсов и получение максимальной прибыли.

В основе оценок полезности и спроса находятся потребности, которые возникают и осознаются каждым человеком через взаимодействие с условиями жизни. Полезные вещи и явления присваиваются человеком для поддержания жизнеспособности. [2 С. 115 ]

«Советский энциклопедический словарь» так трактует термин потребность: «Потребность - нужда в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнеспособности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» [5 С.15]

Простейшее, биологические потребности осознаются как нужда - голод, жажда, холод, неудовлетворенность чем-либо. Активность человека, ресурсы направляются на преодоление неудовлетворенности. Под понятием «материальные потребности» мы понимаем желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. [2 С. 115 ]

Потребность, желательность продукции определенного качества, как кажется на первый взгляд, есть стремление получить субъективное состояние удовольствия, удовлетворенности. На самом деле потребность есть осознанное или неосознанное стремление с помощью свойств продукции удовлетворить запросы нашей телесной или душевной природы. Чрезвычайное разнообразие потребностей еще в большей мере умножает их свойства, особенности. [3 С.18]

Потребность, первопричина по отношению к производству не только по ведущей роли, но и во времени - рождается и развивается преимущественно прежде, чем начинается создание и изготовление продукции - материального носителя свойств, нужных для удовлетворения этой потребности.

Если на возникшую потребность вовремя обратили внимание, если своевременно приняли меры по ее удовлетворению, то жизнедеятельность обеспечена или получила развитие. В данном случае проявилось позитивное свойство потребности - она способна движению вперед.

Если потребность осталась неудовлетворительной, тогда последствия могут быть плачевными, а порой и трагичными. Неудовлетворенная потребность внесет дисгармонию в существование человека, она может стать причиной отрицательных явлений и событий, грозящих тяжелыми последствиями: от простого недовольства одного человека до банкротства предприятия и даже до социального взрыва, если ситуация касается неудовлетворенной потребности большой массы людей. [3 С. 18-19]

Потребности изучаются статистическими, социологическими и аналитическими (экспертными) методами. Для экономики важно выявить предпочтения покупателей при покупке товаров. Закономерности предпочтений покупателей на конкретных товарных рынках изучает теория полезности.

    Еще статьи по теме

    Влияние экономической обстановки в Центрально-азиатском регионе на национальную безопасность Республики Узбекистан
    Центральная Азия - общее название для следующих государств: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Во все времена этот регион был связан между собой довольно тесными отношениями во всех сферах жизнедеятельности. Но в современных услов ...

    Правовые формы предпринимательской деятельности
    Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями - сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатка ...

    Статистика