Конкуренция как элемент рыночного механизма.

Виды конкуренции

Конкуренция [позднелат. concurentia - сталкиваться] - элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала.

Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой, среди продавцов и среди покупателей, совершенной и несовершенной.

Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Внутриотраслевая конкуренция ведет к установлению единой рыночной цены на данный вид продукции. Межотраслевая конкуренция - вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли.

На первых этапах развития рынка преобладала ценовая конкуренция, предполагающая соперничество между производителями с помощью манипулирования ценами. В современной рыночной экономике наиболее распространена конкуренция качества, предполагающая соперничество товаропроизводителей на основе технического превосходства, параметров качества и надежности товаров и услуг.

Конкуренция - поистине «война всех против всех», когда сражение на рынке ведется на три фронта. Первый фронт - конкуренция среди продавцов: все они хотят продать свои товары подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары подешевле. Второй фронт конкуренции развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Здесь побеждает тот, кто предложил более высокую по сравнению с рыночной цену. Наконец, третий фронт проходит между продавцами и покупателями, стоящими в отношении уровня цены на противоположных позициях. Выигрывает та сторона, которая больше сплочена и в итоге может навязать другой стороне свою цену.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя.

Несовершенная конкуренция - господство одной компании в производстве и сбыте определенного товара {услуги), позволяющее ей устанавливать монопольные цены.

Еще статьи по теме

Формирование цен на товары, участвующие в тендерных торгах
Метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования, используется в тех отраслях, где несколько фирм ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. Покупатель объявляет конкурс для продавцов на производство товара с определен ...

Влияние ускорения оборачиваемости оборотных средств на эффективность производства (на материалах ОАО Ливгидромаш)
Переход к рыночной экономике требует по-новому исследования вопроса оборачиваемости оборотных средств на предприятии. Актуальность темы данной курсовой работы в современных условиях возросла и вследствие глубокого затяжного кризиса в экономике. Значите ...

Статистика