Концентрация крупного бизнеса

Концентрация капитала означает: а) в узком смысле слова - увеличение размеров индивидуального капитала путем капитализации прибыли; б) в широком смысле слова она включает в себя централизацию капитала, т.е. увеличение размеров индивидуального капитала путем объединения нескольких капиталов, которое осуществляется путем слияний и поглощений. Уровень концентрации капитала как количественный показатель оценивается через активы и прибыль предприятия, а с качественной стороны показателями этого процесса служат направления (формы) концентрации капитала, их интенсивность.

В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) считал концентрацию производства технико-экономической основой концентрации капитала и возникновения монополий.

Термин «монополия» (монос - один, полео - продаю) трактуется по-разному:

· в обыденной жизни - исключительная привилегия;

· в экономической сфере:

– крупная производственная или закупочная организация, установившая господство на рынке;

– определенная структура рынка: абсолютное преобладание поставщика или продавца;

– используется в других областях: монополия власти, идеологическая монополия.

В различные исторические периоды в экономике разных стран возникают многообразные виды монополий (в экономической литературе классифицируются по-разному):

1 Естественная монополия известна давно, имеет место тогда, когда собственники и хозяйственные субъекты имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например: земля, природные ресурсы, залежи полезных ископаемых, редких металлов и т.п.); является устойчивой. Например, монополия, владеющая минеральной водой из источника «Боржоми». Кроме того, отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии - это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т.д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль.

2 Искусственная монополия возникает как государственная привилегия на исключительное право сбыта определенного товара и означает сосредоточение в чьих-либо руках только рынка сбыта или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. Видами искусственной монополии являются:

· случайная монополия (покупателя или продавца) возникает благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения;

· устойчивая монополия, ею обладают, как правило, крупные объединения предпринимателей, базирующиеся на высоком уровне концентрации рабочей силы, средств производства, выпуска продукции и капитала, и захватившие главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции.

· всеобщая монополия возникает (начиная со второй половины XX века) на основе всестороннего (с помощью государства) подчинения народного хозяйства объединениям предпринимателей, которые на большинстве рынков оказываются основными и продавцами и покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточившим в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, например, как ВПК.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории
Экономика транспорта является одним из важнейших разделов экономической теории, прикладной экономической наукой, изучающей природу и особенности транспорта, специфический характер закономерностей, форм проявления экономических законов в развитии транспо ...

Муниципальные ценные бумаги
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определ ...

Статистика