Проблемы развития крупного бизнеса в России

Трансформация российской экономики 1990-х годов существенно отличается от тех же процессов в странах Центральной и Восточной Европы, с наличием у нас крупных частных корпораций. В России не сработали такие стандартные западные рецепты, как привлечение прямых иностранных инвестиций, создание новых фондов, новых компаний. У нас другая картина: при незначительных иностранных инвестициях произошло превращение части старых советских предприятий в достаточно прибыльные активы, которые смогли работать на конкурентных рынках.

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений , резкому падению уровня жизни.

Академик-экономист Николай Шмелёв отмечал:

Можно упрекнуть того же Гайдара в том, что он, не введя инфляционный коэффициент на вклады в сберкассах, фактически ограбил всю страну. И частных лиц, и предприятия, многие из которых были фактически ликвидированы всего за полгода.

Говорят - не было выхода. Это ерунда. Если бы основные фонды через акционирование предприятий распродали тем же предприятиям и работникам, а еще пообещали бы, что через несколько лет выплатят все с коэффициентом на инфляцию, то все можно было сделать по-другому. Тогда вся Россия стоила 2 трлн. руб. А по карманам и сберкассам, на счетах предприятий было около 1 трлн. Так что можно было сразу наполнить предприятия тем же оборудованием, той же собственностью по-человеческому. Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Рис 3. ВВП в России За 1989-2009 годы

Рис 4.

Первейшая задача такого исследования заключалась в необходимости выделить для него объект - крупнейшие российские компании. И уже это оказалось достаточно сложным: в нашей стране до сих пор отсутствует нормальная корпоративная статистика. У нас есть макроэкономическая статистика и статистика предприятий. Рейтинг крупнейших предприятий России регулярно публикует журнал «Эксперт», создавший для этого специальное рейтинговое агентство, однако в нем нет принципиального для нас различения компаний и предприятий: в качестве самостоятельных объектов там присутствует множество предприятий, в действительности входящих в те или иные ИБГ.

Прежде всего, это были данные Федеральной комиссии по ценным бумагам и Национальной ассоциации участников фондового рынка. Очень сильно помогли сайты компаний, где много детализированной информации о предприятиях, входящих в ту или иную компанию. Мы исключили из рассмотрения компании с контрольным государственным пакетом акций, такие как ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России», поскольку очевидно, что их поведение в значительной степени определяется влиянием государственных структур и ориентировано на реализацию текущих социальных и политических задач. Мы выбрали пять статистических показателей и ряд неформальных критериев.

Оказалось, что восемь ее крупнейших ИБГ дали в 2001 году 35,6% валового выпуска российской промышленности. В 2000 году этот показатель составлял 32,9%. В США же десять крупнейших компаний выпускают сегодня 27,4% валовой продукции промышленности, а в Германии - 15%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по теме

Опыт и проблемы в разработке ценовой политики предприятия
Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за об ...

Повышение производительности труда на ООО Регионгазстрой
Я выбрала эту тему потому что, на мой взгляд, в настоящее время производительности труда оказывается незаслуженно малое внимание. В доперестроечные времена этому вопросу уделялось максимальное внимание. Далеко не всё, о чём говорилось с трибун, имело мест ...

Статистика