Эффект масштаба производства

В долгосрочном периоде у фирмы не существует постоянных факторов производства, все факторы являются переменными. Поэтому в долгосрочном периоде у фирмы нет и постоянных издержек, все издержки являются переменной величиной и анализировать необходимо средние общие и предельные издержки.

Изменение количества всех применяемых ресурсов означает изменение размеров предприятия или масштаба производства. Если спрос на продукцию фирмы растет, она составит перспективный план-прогноз его покрытия с применением большего количества оборудования и производственных площадей. Чем больше размер предприятия, тем больше величина применяемого капитала. А он в краткосрочном периоде образует постоянные издержки. Поэтому на крупном предприятии при малом объеме выпуска постоянных издержек приходится на единицу продукции больше, чем на мелком. Однако действие закона убывающей отдачи в краткосрочном периоде на большом предприятии начинается позже, чем на малом.

Изменение масштабов производства сопровождается эффектами трех типов: положительным (возрастающим), постоянным (неизменным) и отрицательным (снижающимся). Если объем выпуска изменяется в большей степени, чем количество применяемых ресурсов, то имеет место положительный эффект масштаба. В этом случае средние и предельные издержки снижаются. При постоянном эффекте изменения объема выпуска и количества ресурсов одинаковы, а средние предельные издержки одинаковы при любом объеме выпуска. Отрицательный эффект имеет место тогда, когда количество применяемых ресурсов растет быстрее, чем объем выпуска. средние и предельные издержки в этом случае растут.

В разных отраслях динамика эффекта масштаба неодинакова. В некоторых отраслях возрастающий эффект масштаба быстро себя исчерпывает, уже при небольшом увеличении размеров предприятия и объема выпуска, постоянный действует долго - до тех пор, пока не произойдет значительное увеличение размеров предприятия и выпуска, убывающий же наступает не скоро, но нарастает быстро. В таких отраслях одинаково эффективны и мелкие и крупные фирмы (например, деревообработка и мебельное производство). В других отраслях возрастающий эффект масштаба действует длительное время. Средние издержки достигают своего минимума лишь после значительного увеличения размеров предприятия и выпуска продукции. Это требует больших затрат ресурсов в течение продолжительного времени. Они под силу лишь немногим гигантским фирмам отраслевой тяжелой промышленности. Мелкие фирмы здесь нежизнеспособны, они не могут увеличить свои предприятия до того громадного размера, при котором выпуск обеспечивает минимум средних издержек и возрастающий эффект масштаба полностью исчерпывается. Есть отрасли, в которых возрастающий эффект масштаба очень быстро полностью исчерпывается и сразу сменяется убывающим. В таких отраслях жизнеспособны мелкие фирмы: они могут расширять свои предприятия до того размера, при котором объем выпуска обеспечивает максимум эффективности производства (например, предприятия розничной торговли, швейные, обувные).

Проблема средних издержек в долгосрочном периоде сводится к выбору количества и комбинации ресурсов, обеспечивающих контрактный выпуск с минимальными затратами, то есть к выбору оптимального размера предприятия. Оптимальным является такой размер предприятия, при котором достигается минимум долгосрочных средних издержек.

Положительный эффект масштаба иллюстрирует та часть кривой средних издержек, где они убывают (Приложение 1).

Возможность достижения того или иного эффекта от роста масштаба производства зависит от характера производственного процесса.

Практически для всех предприятий при относительно низких объемах выпуска продукции, т.е. на этапе первоначального расширения производства, будет наблюдаться положительный эффект роста масштаба производства. Он выразится в снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, т.е. в снижении средних издержек. При относительно высоких объемах выпуска продукции на многих предприятиях будет иметь место отрицательный эффект масштаба, выражающийся в повышении издержек на единицу продукции, т.е. в повышении средних издержек. Это характерно для строительных фирм, предприятий сферы услуг, где производственный процесс является более трудоемким. Положительный эффект масштаба будет проявляться в течение более продолжительного времени в таких отраслях, как автомобилестроение, энергетика, химическая промышленность, так как здесь требуются существенные капиталовложения в оборудование, которое по самим своим размерам является весьма объемным. Поэтому понятие эффекта масштаба имеет не только теоретическое, по и практическое значение. При прочих равных условиях, чем больше эффект роста масштаба производства, тем более крупные фирмы действуют в той или иной отрасли промышленности.

Предположим, что руководитель предприятия хочет произвести не любой, а вполне определенный объем продукции. Этот выпуск может быть осуществлен с различными денежными затратами. Но фирме хотелось бы, чтобы затраты были наименьшими. Графический анализ минимизации издержек при заданном объеме выпуска требует допущения об использовании фирмой только двух факторов производства. Пусть L - труд, измеряемый в количестве человеко-часов и K - капитал, измеряемый в часах машин и оборудования за тот же период времени, w - цена труда, равная ставке заработной платы, а цена капитала равна арендной плате за оборудование. Графически общие, или валовые, издержки могут быть представлены линией изокосты, показывающей все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость, т.е. сочетания двух факторов производства с равными валовыми издержками. Валовые издержки TC на производство определенного объема продукции равны сумме издержек на оплату рабочей силы wL и капитальных издержек rK:

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Сущность межрегиональных экономических связей
Актуальность темы курсового исследования обусловлена следующими положениями. Возросшие трудности во внутренних связях субъектов Российской Федерации негативно отозвались и на их внешнеэкономических связях, в частности, увеличив диспропорции в их развити ...

Проектирование предприятия по оказанию услуг в области фотографии.
Представленный проект является предприятием по оказанию услуг в области фотографии. Рабочее название проекта «ФотоСтар». Проект направлен на осуществление предпринимательской деятельности посредством оказания физическим и юридическим лицам услуг в области ...

Статистика