Влияние экономической обстановки в Центрально-азиатском регионе на национальную безопасность Республики Узбекистан

Президент Ислам Каримов отмечает, что опыт становления и развития Узбекистана, других новых независимых государств, возникших на постсоциалистическом пространстве, к сожалению, свидетельствует о недостаточно серьезном отношении к оценке угроз их безопасности и стабильности. А также обратил внимание на то, что регион сможет динамично и устойчиво развиваться и быть достойным партнером для мирового сообщества только в условиях сохранения стабильности и геополитического равновесия.

Следует отметить, что Узбекистан ставит экономические интересы выше политических. Этот принцип определяет главным образом всю последующую деятельность страны на международном уровне.

Узбекистан взял стратегический курс на "…построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой". Как известно, у любого плюса есть свой минус, т.е. зависимость от мировых рынков является отрицательной стороной открытия экономики государства внешнему миру, и чем выше степень зависимости национальной экономики от внешнеэкономических и внешнеполитических условий, тем более она уязвима, что и порождает проблему обеспечения внешнеэкономической безопасности. Это вызывает необходимость:

. Сохранение имеющегося экономического потенциала;

. Приспособление к условиям мировых рынков;

. Планомерное занятие выгодных внеэкономических позиций.

Для того что понять и оценить влияние экономической обстановки в Центрально-азиатском регионе на национальную безопасность Республики Узбекистан необходимо сначала дать определение национальной и экономической безопасности.

Национальная безопасность -

это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Отражает важнейшие направления и принципы государственной политики. Является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения, национальной безопасности.

Экономическая безопасность страны

- это состояние стабильного и устойчивого развития экономики, которое обеспечивает экономическую независимость, защищенность и систему гарантий важнейших интересов государства, общества и личности от воздействия внешних и внутренних угроз.

Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности страны, характеризуется определенными показателями (индикаторами), количественные предельные значения которых указывают на угрозу позитивному устойчивому социально-экономическому развитию страны. Показатели (индикаторы) и их пороговые значения для оценки состояния экономической безопасности страны должны отражать:

v состояние стабильного и устойчивого экономического роста (динамика и структура валового внутреннего продукта: объем и темпы развития реального сектора экономики и др.);

v уровень структурно-инвестиционных преобразований (структурные сдвиги и пропорции по обеспечению экономической независимости; энергетическая и продовольственная безопасность; динамика и структура инвестиций, степень использования сбережений населения, внутренних и внешних кредитов, иностранных инвестиций и др.);

v состояние денежно-кредитной и бюджетно-налоговой системы и финансовых институтов (темпы инфляции, дефицит бюджета, объем внутреннего и внешнего долга, устойчивость национальной валюты, сбалансированность платежного баланса и др.);

v уровень рыночных и институциональных преобразований (адаптированность хозяйственного и правового механизма и структур управления к рыночным отношениям, объем, динамика и структура формирования многоукладной экономики, объем и структура теневой экономики, степень криминализации в экономической сфере и др.);

v состояние комплексного развития внутриреспубликанских регионов, использование природно-экономического, производственного, научно-технического потенциала (дифференциация в уровне социально-экономического развития регионов, степень эффективного и рационального использования земельно-водных, минерально-сырьевых, трудовых ресурсов, износ материально-технической и технологической базы действующих производств и др.);

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по теме

Социальные технологии и роль социальных услуг в воспроизводстве индивидуального человеческого капитала
Мир стоит накануне ХХI века, века новых технологий, знаний и информации. Новая эпоха, безусловно, потребует новых подходов для своевременного и эффективного решения важнейших проблем государства, общества и личности. Думать о завтрашнем нужно уже сег ...

Экономическая безопасность личности в системе национальной экономической безопасности критерии, показатели и пороговые значения
Проблемы управления в сфере защиты граждан, общества в целом особенно обостряются на стадии становления рыночных отношений, когда наиболее ярко проявляются, с одной стороны, ключевые признаки рыночной экономики (множественность форм собственности, свободн ...

Статистика