Спрос на деньги: классическая (монетаристская) и кейсианская концепции

На первый взгляд может показаться, что спрос на деньги безграничен, поскольку, чем больше денег будет у индивидов, тем больше благ они смогут приобрести. В данном случае естественное желание иметь, как можно больше благ выдается за безграничность спроса на деньги. Однако при анализе спроса на деньги нужен иной подход.

Спрос на деньги - это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т.е. в форме наличности и чековых депозитов (кассы). Держание кассы лишает рыночных агентов возможности иметь доход от других видов имущества (акций, облигаций, недвижимости), а значит, порождает для них соответствующие альтернативные издержки. Почему же люди согласны нести эти издержки, предъявляя спрос на деньги?

Спрос на деньги возникает потому, что деньги - специфическое благо и в данном своем качестве особым образом «встроены» в денежный рынок.

Существует два подхода к объяснению спроса на деньги:

3 монетаристский (в своей основе классический);

4 кейнсианский.

Классики определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:

MV = PY.

При этом предполагается, что скорость обращения денег V - величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она, естественно, с течением времени может меняться (в связи с внедрением новых банковских технологий, например кредитных карточек), но при постоянстве V уравнение обмена имеет вид:

M = PY.

Отсюда следует, что спрос на деньги Md определяется динамикой ВВП (РY):

Md = PY/ .

По правилу монетаристов государство должно поддерживать темпы роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда предложение денег будет соответствовать спросу на них, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

В рамках кейсианской теории денег были сформулированы три мотива спроса на деньги. Первый мотив состоит в том, что люди и фирмы нуждаются в деньгах как в средстве платежа, т.е. как в удобном инструменте обслуживания сделок (при покупке товаров, услуг, факторов производства). Необходимые для этих целей деньги называются спросом на деньги со стороны сделок, операционным спросом или, как писал Дж. Кейнс, трансакционным спросом [8, c. 302-305].

Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от:

0 объема всей товарной массы, находящейся на рынке;

1 уровня цен, по которым продаются товары и услуги;

2 совокупного (национального) дохода;

3 скорости обращения денег.

Однако главным фактором выступает уровень совокупного дохода:

,

где - трансакционный спрос на деньги;

Y - совокупный (национальный) доход.

Второй мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными платежами. А для этого у них должен быть некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален ВД:

,

где - спрос на деньги по мотиву предосторожности.

Поскольку эти два мотива спроса на деньги не зависят от уровня ставки процента, постольку графически трансакционный спрос и спрос по мотиву предосторожности выглядят как вертикальная линия, расстояние которой от оси координат определяется величиной ВД. (рисунок 1, а).

Дж. Кейнсу принадлежит заслуга в выделении третьего мотива спроса на деньги - спекулятивного. Он его связывал с наличием у денег альтернативной стоимости хранения денег (издержек хранения) - упущенной выгоды в виде неполученных процентов (дивидендов), которые могли бы быть получены, если бы деньги были обменены на менее ликвидные, но доходные финансовые активы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Пути повышения экономической эффективности и конкурентоспособности зернового производства
В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая не стабильность, когда развитие выражено периодами спадов и подъёмов, от предприятий требуется повышение экономической эффективности производства. Эффективность производства о ...

Оценка конкурентных преимуществ фирм-изготовителей
Работа выполнена по предприятию ОАО "Молот" города Вятские Поляны по отрасли народного хозяйства "машиностроение" (далее просто "отрасль"). Цель работы: дать оценку отраслевого окружения объекта исследования (предприятия и ...

Статистика