Система управления национальным имуществом РФ

Главная задача состоит в том, чтобы стратегический ресурс страны - рента - оказался в плотной "сцепке" с главными функциями государства, в первую очередь с его безопасностью, которая напрямую зависящим от системы жизнеобеспечения его граждан.

Для этого необходимо, чтобы оценка эффективности работы сырьевого и промышленного секторов экономики, а также правительственных мер по их реформированию определялась главным образом по вкладу этих секторов в укрепление здоровья и развитие образования нации, в активную демографическую политику, во всестороннюю поддержку подрастающего поколения, в развитие народного предпринимательства, в сохранность потенциала природной среды.

Именно в эти сферы и должна быть направлена львиная доля рентного дохода и дохода от хозяйственной эксплуатации государственного имущества.

Основными составляющими предлагаемой системы управления национальным имуществом являются закрепление за обществом прав титульного, или верховного, собственника национального имущества, система социального дивиденда, механизмы публичного управления общественными доходами, налогозамещающий механизм рентных платежей.

Конституционное закрепление за обществом как своего рода юридическим лицом высшего ранга прав верховного владельца территориальных и других природных ресурсов страны: земельных угодий, пресной воды, воздушного пространства, лесов, полезных ископаемых, дикой фауны и флоры, включая ресурсы континентального шельфа, - создало бы операциональную основу для предоставления всем членам общества равных прав на получение определенной части доходов от используемых природных ресурсов. Это явилось бы содержательным наполнением принципа равенства стартовых возможностей для всех.

Итак, проблема присвоения рентного дохода обществом, а через него и всеми его членами из чисто экономической проблемы превращается в проблему конституционного развития государства, преобразования его, по существу, в гражданское общество.

Решение этой проблемы могло бы послужить той объединяющей силой, которая способна сплотить все слои общества, дать возможность почувствовать сопричастность каждого к общему делу - развитию своей страны, нашей России.

На государственном уровне вопросы полноты извлечения природоресурсной ренты невозможно рассматривать вне отношений собственности: частной и государственной.

Вторая форма собственности на добытые полезные ископаемые, более эффективна на современном этапе развития экономики, поскольку регулирование рентных отношений и распоряжение рентными доходами остается на государственном уровне.

В этом случае в целях эффективного государственного регулирования недропользования необходимо решить целый комплекс задач:

доступ к недропользованию следует осуществлять исключительно по договорам концессий (на добычу полезных ископаемых) и договорам подряда (на геологическое изучение недр, поиск и разведку полезных ископаемых);

совершенствование законодательства, регулирующего вопросы пользования недрами;

совершенствование механизма налогообложения нефтедобывающих предприятий путем введения дифференциации НДПИ;

обеспечение инвестиций в разведку новых месторождений;

стимулирование введения в промышленную разработку законсервированных скважин, мероприятий по повышению нефтеотдачи;

введение специального налогового режима, направленного на изъятие рентных платежей.

Таким образом, включение вопросов регулирования процессов использования, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов в систему бюджетных отношений создаст условия, с одной стороны, для существенного повышения доходов государства от хозяйственного использования, находящегося в его распоряжении природного потенциала, в частности недропользования, а с другой стороны, для создания в соответствующих отраслях необходимого финансового резерва за счет ассигнований из бюджета для реализации мер по восстановлению природных ресурсов.

Заключение

Одним из важных условий реализации задачи удвоения ВВП России к 2011 г. является существенное наращивание инвестиционной активности в стране. В свою очередь, это предполагает поиск соответствующих ее источников. И главная трудность тут заключается в том, что в силу действия многих причин лишь немногим более половины от создаваемых сбережений превращается в реальные инвестиции. Следовательно, ключевая проблема: найти эффективные способы перевода сбережений в инвестиции, вкладываемых в реальное производство. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является существенное повышение роли ренты в экономическом развитии России. Рента может стать одним из важных источников и рычагов экономического подъема.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Теневая экономика
В настоящее время общепризнанно, что теневая (и в целом неформальная) экономика является частью реальной жизни современного общества. Более того, четко прослеживается отмечавшаяся еще в середине 80-х годов прошлого столетия тенденция к росту ее объемов, к ...

Влияние экономической обстановки в Центрально-азиатском регионе на национальную безопасность Республики Узбекистан
Центральная Азия - общее название для следующих государств: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Во все времена этот регион был связан между собой довольно тесными отношениями во всех сферах жизнедеятельности. Но в современных услов ...

Статистика