Особенности ценообразования

Что такое верхний и нижний пределы цены? В каких сферах они формируются? Какие факторы участвуют в их формировании?

Сформированная на рынке цена товара находится в рамках определённых значений, границы которых соответствуют нижнему и верхнему пределам цены.

Нижним пределом цены называется её величина, соответствующая сложившейся рентабельности предприятия. Реализация продукции по цене, меньшей её нижнего предела, приведёт к снижению уровня эффективности производства: предприятие недополучает прибыль.

Верхний предел цены - это максимально возможная её величина при наиболее благоприятной коньюктуре рынка.

Система нижнего и верхнего предела цены связывает два метода формирования цены: затратный и рыночный. Если нижний предел цены расчитывается из себестоимости продукции, то верхний устанавливается на основе спроса-предложения товара. Отсюда можно сказать, что цена товара в условиях рынка формируется затратным методом, но учитывает спрос - предложение. Ситуация, при которой цена, сложившаяся на рынке, будет ниже, чем себестоимость продукции т.е. Верхний предел цены будет ниже нижнего, поставит предприятие перед выбором: или всеми способами снижать себестоимость продукции, или прекратить её производство. В последнем случае освободившаяся ниша рынка тотчас будет заполнена аналогичным товаром другого производителя.

Верхний предел цены выражает в основном степень потребности покупателя в товаре. Это позволяет определить цену товара, сформировавшуюся на рынке, как денежное выражение его ценности. Маневрирование уровнем цены товара между нижним и верхним ее пределами позволяет предприятию без ущерба для него делать разного рода скидки.

В условиях рынка формирование цены товара происходит под действием стратегического и тактического факторов.

Стратегический фактор - цена формируется на основе себестоимости продукции, поэтому им руководствуются высокоразвитые, технически оснащенные предприятия. Этот фактор является фактором долговременного перспективного действия.

Тактический фактор - цены на конкретные товары формируются под влиянием рынка. Поскольку конъюнктурные изменения спроса - предложения высоки - этот фактор постоянно меняется.

Тактический фактор используется предприятиями имеющими развитые маркетинговые службы, гибкую инфраструктуру, доступ к рыночной информации. Они выигрывают за счет того что выбирают рынки с благоприятным для них уровнем цен.

Наибольший выигрыш получают те предприятия, которые используют в своей деятельности оба фактора.

Государство способно вмешаться в рыночный механизм ценообразования и установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. В таких случаях говорят о ценах "пола" и "потолка". Поскольку "цена потолка" ограничивает рост цены (движение цены вверх)-это искусственно заниженная цена. И наоборот, "цена пола" не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита-.это искусственно завышенная цена. Цены "пола" и "потолка" могут устанавливаться государством посредством принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия.

"Потолковые" цены занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены на товары - это политика "замораживания" цен. Они обычно устанавливаются на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы и другими способами нормированного распределения.

2. Эластичный спрос имеет место в случаях, когда:

а) изменение цены не влияет на спрос товара;

б) увеличение цены резко уменьшает спрос:

в) уменьшение цены незначительно увеличивает спрос;

г) уменьшение цены резко увеличивает спрос;

д.) спрос на товар изменяется при постоянной цене.

Эластичный спрос имеет место в случае, когда уменьшение цены резко увеличивает спрос и увеличение цены резко уменьшает спрос.

Эластичность характеризует величину изменения одной переменной в зависимости от изменения другой. Ценовая эластичность спроса показывает в какой степени изменение цены влияет на объем продаж. Количественно эластично характеризуется с помощью коэффициента эластичности (Эс), который равен отношению относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменился объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Методы, приемы, способы экономического анализа деятельности предприятия
экономический анализ прибыль рентабельность Характерными особенностями современных экономических отношений являются быстрая смена условий хозяйствования, появление новых форм эффективности, расширяющиеся масштабы бизнеса, стремление к максимизации прибыли ...

Оценка текущего экономического состояния предприятия по ключевым аспектам его производственной и финансовой деятельности
Данная работа представлена в виде одного раздела. Каждый из указанных аспектов производственной и финансовой деятельности предприятия представлен типовой задачей. Решение данных задач производится, где, в соответствии с заданием, результаты оформляются ...

Статистика