Особенности ценообразования

Что такое верхний и нижний пределы цены? В каких сферах они формируются? Какие факторы участвуют в их формировании?

Сформированная на рынке цена товара находится в рамках определённых значений, границы которых соответствуют нижнему и верхнему пределам цены.

Нижним пределом цены называется её величина, соответствующая сложившейся рентабельности предприятия. Реализация продукции по цене, меньшей её нижнего предела, приведёт к снижению уровня эффективности производства: предприятие недополучает прибыль.

Верхний предел цены - это максимально возможная её величина при наиболее благоприятной коньюктуре рынка.

Система нижнего и верхнего предела цены связывает два метода формирования цены: затратный и рыночный. Если нижний предел цены расчитывается из себестоимости продукции, то верхний устанавливается на основе спроса-предложения товара. Отсюда можно сказать, что цена товара в условиях рынка формируется затратным методом, но учитывает спрос - предложение. Ситуация, при которой цена, сложившаяся на рынке, будет ниже, чем себестоимость продукции т.е. Верхний предел цены будет ниже нижнего, поставит предприятие перед выбором: или всеми способами снижать себестоимость продукции, или прекратить её производство. В последнем случае освободившаяся ниша рынка тотчас будет заполнена аналогичным товаром другого производителя.

Верхний предел цены выражает в основном степень потребности покупателя в товаре. Это позволяет определить цену товара, сформировавшуюся на рынке, как денежное выражение его ценности. Маневрирование уровнем цены товара между нижним и верхним ее пределами позволяет предприятию без ущерба для него делать разного рода скидки.

В условиях рынка формирование цены товара происходит под действием стратегического и тактического факторов.

Стратегический фактор - цена формируется на основе себестоимости продукции, поэтому им руководствуются высокоразвитые, технически оснащенные предприятия. Этот фактор является фактором долговременного перспективного действия.

Тактический фактор - цены на конкретные товары формируются под влиянием рынка. Поскольку конъюнктурные изменения спроса - предложения высоки - этот фактор постоянно меняется.

Тактический фактор используется предприятиями имеющими развитые маркетинговые службы, гибкую инфраструктуру, доступ к рыночной информации. Они выигрывают за счет того что выбирают рынки с благоприятным для них уровнем цен.

Наибольший выигрыш получают те предприятия, которые используют в своей деятельности оба фактора.

Государство способно вмешаться в рыночный механизм ценообразования и установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. В таких случаях говорят о ценах "пола" и "потолка". Поскольку "цена потолка" ограничивает рост цены (движение цены вверх)-это искусственно заниженная цена. И наоборот, "цена пола" не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита-.это искусственно завышенная цена. Цены "пола" и "потолка" могут устанавливаться государством посредством принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия.

"Потолковые" цены занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены на товары - это политика "замораживания" цен. Они обычно устанавливаются на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы и другими способами нормированного распределения.

2. Эластичный спрос имеет место в случаях, когда:

а) изменение цены не влияет на спрос товара;

б) увеличение цены резко уменьшает спрос:

в) уменьшение цены незначительно увеличивает спрос;

г) уменьшение цены резко увеличивает спрос;

д.) спрос на товар изменяется при постоянной цене.

Эластичный спрос имеет место в случае, когда уменьшение цены резко увеличивает спрос и увеличение цены резко уменьшает спрос.

Эластичность характеризует величину изменения одной переменной в зависимости от изменения другой. Ценовая эластичность спроса показывает в какой степени изменение цены влияет на объем продаж. Количественно эластично характеризуется с помощью коэффициента эластичности (Эс), который равен отношению относительного изменения объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменился объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта
На сегодняшний день рынок продуктов информационных технологий развивается быстрее всего. Пока на нем еще есть места для новых торговых точек, предлагающих оригинальный и востребованный продукт. К сожалению, сейчас тяжело найти магазин, реализующий лиценз ...

Исследование обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования на примере ФГУП КБТМ
В современных условиях производства эффективность использования производственных фондов, сырья, улучшение качества и структуры выработанной продукции зависят как от количества работающих, так и от уровня их квалификации. В соответствии с действующим закон ...

Статистика